Три года назад я рассказывал о понятии шума в принятии решений...
Три года назад я рассказывал о понятии шума в принятии решений, которое сформулировал Нобелевский лауреат Даниел Канеман в результате собственных исследований.
Книга Noise: A Flaw in Human Judgment вышла в мае 2021 года, получила некоторые негативные отзывы. В чем-то справедливые, но при этом важность в понимании шума при принятии решений никуда не пропала. К тому же в книге описывается подход к измерению шума.
Если будет запрос по детальному изложению самой концепции шума и ее отличия от когнитивных искажений, расскажу подробнее. Сейчас же более прикладное применение в маркетинге.
1. Задача сбора информации (включая информацию с рынка, качественные и количественные исследования) заключается в уменьшении уровня шума при принятии решения как при постановке целей, так и при формировании стратегии и тактики.
Пример:
- Чтобы поставить цель о достижении конкретной доли рынка, необходимо сначала узнать текущую долю рынку свою и конкурентов.
- Чтобы проработать стратегию и тактику, нужно просчитать, сколько стоит достижение цели и разложить что конкретно надо сделать.
Таким образом снизится процент шума, и повысится вероятность достижения поставленной цели.
2. Экспертность заключается в повышении вероятности успеха с помощью сбора релевантной для принятия решения информации, а не в твердой убежденности в собственной правоте на основе прошлого опыта.
Регрессию к среднему никто не отменял. Именно эта ловушка мешает увидеть шум при принятии решения. Но при анализе ряда решений легко увидеть наличие проблем:
- При наличии шума вы не выявите единой системы в принятии решений: обычный тактический подход особенно актуальный в "наших" компаниях (однако отсутствие понимания что такое стратегия применимо не только в бизнесе, но и особо ярко заметно в политике).
Сегодня идем вправо, завтра - влево может привести к интересным инсайтам, но не к достижению конкретной цели (если она - не топтаться на одном месте).
- Когнитивное искажение даст неправильную систему при принятии решений: у компании может быть стратегия, но она будет выполняться на основе неправильных данных или ложного подхода.
Эта тема хорошо раскрыта в книге The Innovator's Dilemma Клейтона Кристенсена.
3. Вывод: любимый многими запрос на гибкость в принятии решений должен существовать внутри правильной системы.
В таком случае удастся сохранить возможность конкурентного преимущества за счет новых решений при сохранении последовательности.
Иными словами, должен быть алгоритм принятия решений и последовательность шагов - что особенно актуально в начале развития компании или продукта, когда еще слишком много неизвестных для составления долгосрочной стратегии.
#шум #искажения #стратегия #тактика #маркетинг #Канеман
Ссылки из поста:– https://t.me/neuromarketingru/166
Источник новости https://t.me/neuromarketingru/...